Эксплуатация ж/д путей необщего пользования

Несмотря на то, что ж/д пути необщего пользования используется не для движения составов, а только для маневровых операция и погрузочно-разгрузочных работ, существуют определенные правила пользования путями необщего пользования, которые должны соблюдаться как принимающей стороной, так и лицом, использующим эти пути. Отношения между пользователем, владельцем путей необщего пользования и перевозчиком регулируются заключаемым ими договором. В нем прописываются особенности предоставления услуги и ее стоимость.
 

Стоимость отстоя вагонов на путях необщего пользования

Цены на использование путей необщего пользования оговариваются в договоре между сторонами. Следует понимать, что многое зависит от того, кому принадлежит локомотив для осуществления маневровых операций, вагоны и контейнеры для грузовых операций, складские помещения и т.д.
Например, если ни пользователь, ни владелец путей необщего пользования не имеют в своем распоряжении локомотива, и его предоставляет перевозчик с примыкающих путей общего пользования, то пользователь отдельно оплачивает использование локомотива.
Что касается стоимости отстоя вагонов на путях необщего пользования, то она зависит от длины состава и необходимости проведения каких-либо операций. Условия сделки и стоимость различных работ обсуждаются индивидуально.
 

Правила эксплуатации путей необщего пользования

Так как на путях необщего пользования осуществляется до 90% операций по разгрузке или загрузке составов, а также по перемещению грузов, то на таких путях, прежде всего, действуют общие правила перевозок грузов ж/д транспортом. Разумеется, есть и специфические требования к эксплуатации путей необщего пользования. Вот некоторые из них.
  • Для каждого пути необщего пользования при сдаче его в эксплуатацию разрабатывается собственная инструкция, в которой указываются все важные параметры. К ним относятся: максимальная длина и вес состава, доступного для приема на данном пути, допустимая скорость передвижения, порядок маневровых операций, нормы крепления вагонов и проч. Если техническое оснащение или владелец пути меняются, инструкция пересматривается.
  • Каждый путь необщего пользования должен иметь техпаспорт с указанием состояния рельсов, шпал, земляного полотна, а также всех имеющихся на территории сооружения и механизмов. Если техническое оснащение изменяется, в паспорт вносятся правки.
  • Работники, осуществляющие деятельность по погрузке-разгрузке или маневрированию на путях необщего пользования, должны проходить обязательную аттестацию.
  • Представитель Министерства путей сообщения России имеет право устраивать проверки технического состояния путей, соблюдения правил безопасности, хода выполнения операций.
  • Охрана на путях необщего пользования осуществляется владельцем пути.
Прочие нюансы эксплуатации указываются в договоре пользования ж/д путями необщего пользования. Образец договора эксплуатации путей необщего пользования представить невозможно, так как для каждого конкретного случая он индивидуален. В договоре, заключаемом нашей компанией с пользователями прописываются все условия сделки:
  • стоимость отстоя вагонов;
  • перечень дополнительных работ;
  • ответственность сторон и т.д.
При составлении договора обязательно учитываются технологии функционирования пути необщего пользования и примыкающей к нему ж/д станции.